|
Общение с детьми. Воспитание ребенка. Как общаться с ребенком.
ЕСЛИ РЕБЕНОК БОЛЕЕТ, СПАСТИ МОЖЕТ ЛЮБОВЬ
Психолог Марина Морозова
Многие родители в воспитании ребенка допускают одни и те же ошибки, забывая что в воспитании главную роль играет любовь и общение с детьми.
Если ребенок болеет, постоянно травмируется, это – сигнал, что в ваших взаимоотношениях что-то не так. Пересмотрите свои отношения с ним. Может быть, вы большое внимание оказываете не общению с ребенком, а его воспитанию.
Многие родители под воспитанием понимают своеобразную дрессировку или просто контроль за ребенком и его бытовое обслуживание. Ребенок одет, накормлен, уроки сделаны – и родитель считает, что его долг выполнен. А ребенку, особенно, если в семье он растет один одинешенек, необходимо общение.
Если ребенок играет в соседней комнате, а вы готовите и моете посуду, вряд ли, это можно назвать общением. Чтение нотаций, команды («Иди есть», «Пора спать!»), приказы, крики, угрозы также не являются общением с ребенком. Более того, нотации и крики не продуктивны и вызывают обратный эффект. Важно общаться с ребенком без осуждения и обвинений, без оскорблений и ярлыков. Постоянная ругань приводит к снижению самооценки у ребенка, а это может стать причиной болезни ребенка или несчастного случая.
Есть человек, а есть его поступки. И критикуйте не ребенка, а его поступки.
Помните, что важно общаться с ребенком, а не читать нотации. Попробуйте быть не возле ребенка, а вместе с ним.
Вполне возможно, что вы общаетесь с ребенком так же, как в вашем детстве общались с вами ваши родители. И если вас воспитывали с помощью нотаций и угроз, то вам необходимо учиться общению с детьми.
В любом общении важным являются уважение и искренний интерес к другому человеку. Поэтому желательно общаться с ребенком на равных, а не с позиции «сверху», проводить с ним вместе время.
Поддерживайте в нем ценность его личности.
Обратите внимание на то, как вы разговариваете с детьми, как выражаете им свою любовь. Часто родители забывают говорить ребенку, что его любят, не смотрят ему в глаза.
Важно не только любить, но и выражать свою любовь, чтобы ребенок чувствовал ее, купался в ее лучиках. Почаще говорите ему: "Я тебя люблю", не перечисляя за что (ведь любят не за что-то). Выражайте свою любовь взглядом, прикосновением, словами.
И вообще, общаясь с ребенком, больше говорите о чувствах: "Я радуюсь, когда у тебя что-то получается", "Я горжусь тобой", "Я довольна тем, что ты вымыла посуду", "Я рада, что ты сдал экзамен", "Я счастлива, что ты у меня есть". Вместо крика "Сколько ты еще будешь так себя вести!" скажите, что вы чувствуете боль (обиду, страх, раздражение) из-за его поведения, предложите задуматься об этом. Также при общении с ребенком разговаривайте и о его чувствах. Дело в том, что когда мы говорим о чувствах боли, обиды, злости, тревоги, нам становится легче. Во время проговаривания эти чувства уменьшаются. Более того важно поговорить о ситуации, в которой возникли эти чувства, разобрать ее причины. Это поможет ребенку лучше понять, как себя вести в той или иной ситуации, и это станет хорошим уроком ему на будущее.
При общении с детьми соблюдайте следующие правила:
-
1) При общении с детьми говорите на простом языке, понятном детям, с учетом их возраста.
-
2) Общаясь с ребенком, проявляйте к нему уважение, подчеркивайте его значимость.
-
3) Желательно общаться с ребенком, подчеркивая свою общность с ним («Когда я учился в школе, я тоже не любил математику», «Мы с тобой оба любим поспать по утрам»), и наоборот, избегайте высказываний, которые подчеркивают ваши различия («Ну в кого ты такой уродился, мы с отцом прекрасно учились в школе, а ты…»).
-
4)Принимайте свои и его чувства такими, какие они есть. Помните, что нет плохих (негативных) чувств.
-
5) При общении с детьми, прямо и открыто выражайте свои чувства.
-
6) Общаясь с ребенком, говорите о чувствах, используя "я - высказывания", то есть говорите о себе "Я чувствую то-то и то-то". Любые "ты - высказывания" звучат как обвинения. Сравните: "ты меня обидел" ("ты - высказывание") или "мне обидно, когда мне говорят… " («я – высказывание»). Первое звучит как обвинение, второе – как констатация факта. При общении с детьми говорить о чувствах необходимо. Ваш ребенок должен знать, что вы тоже живой человек и способны чувствовать. Он должен понимать, что вы открыты, а не закрываетесь от него «броней», тем более дети считывают наш невербальный язык. Если вы открыто выражаете свои чувства, дети тоже начинают искренне их выражать.
-
7) При общении с ребенком всегда уточняйте, по поводу чего вы чувствуете то или иное чувство. "Мне больно из-за таких слов...", «Я расстроена из-за ситуации в школе». При общении с детьми ошибкой является, если первая фраза представляет собой «я - высказывание», а вторая – «ты – высказывание», например, «Мне стыдно, что ты так себя ведешь при людях», «меня раздражает, что ты меня не слушаешь». Старайтесь использовать безличные предложения, допустим, «Мне стыдно из-за такой сцены», «Меня раздражает, когда дети не обращают внимания на слова родителей».
-
8) Желательно общаться с ребенком, выражая свои чувства без оценок, ярлыков и обвинений.
-
9) При общении с детьми избегайте обобщений. При обобщениях используются слова "всегда", "все", "никогда", "каждый", "везде", "всюду", «вообще».
Например, обобщением являются фразы: "ты всегда опаздываешь в школу", «ты всюду разбрасываешь свои вещи».
-
10) Общаясь с ребенком, дайте ему выговориться. Не перебивайте его, не говорите параллельно с ним.
-
11) Когда вы общаетесь с ребенком, внимательно его слушайте. Имейте в виду, что если ребенок вам что-то рассказывает, а вы при этом моете посуду, готовите, гладите, убираете, сидите за компьютером или смотрите телевизор, то таким образом вы показываете своему ребенку, что вам неинтересно, что он говорит. Даже если при этом вы можете все слово в слово повторить. Таким образом вы демонстрируете неуважение и отсутствие интереса к своему ребенку, невербально даете ему понять, что у вас есть дела и поважнее, чем он. Поэтому при общении с ребенком, вам важно отставить все свои дела, повернуться к нему, посмотреть ему в глаза, то есть дать ему понять, что он для вас важен.
-
12) При общении с детьми повторяйте словами то, что сказал ребенок, показывая, что вы его слушаете и понимаете.
-
13) Общаясь с ребенком, уточняйте неясности, переспрашивайте (но не допрашивайте, не выспрашивайте).
-
14)Очень важно при общении с детьми замечать и называть их чувства («Ты боишься…», «Тебе обидно…», «Ты злишься…»). Такая форма общения с ребенком поможет ему лучше понять себя и свои чувства, а также освободиться от негативных чувств.
-
15) Общаясь с ребенком, помогайте ему выражать его чувства, не ругайте за них.
-
16) Старайтесь общаться с ребенком не с позиции "сверху", а с позиции "рядом".
-
17)Идеально, если вы будете общаться с ребенком не стоя, возвышаясь над ним, а сидя на стуле или корточках, так чтобы ваши глаза были на уровне его глаз.
Поскольку причинами многих детских болезней (также как и взрослых) становятся именно невысказанные, подавленные чувства, учите ребенка выражать свои чувства (и сами учитесь этому). Очень часто мы детям, да и себе, не позволяем выражать злость, раздражение, обиды. Но чувствовать естественно, нет хороших и плохих чувств, нет чувств, которые нельзя чувствовать. И у природы бывает плохая погода. Каждый имеет право чувствовать и выражать свои чувства. Ребенка нельзя осуждать за чувства, которые он испытывает. Даже если вам неприятны чувства ребенка (например, его раздражение на вас), позвольте ему и побуждайте его их выражать.
Исключите из своих отношений с ребенком запрет на чувства.
Понаблюдайте за собой и отследите, бывает ли, что, общаясь с ребенком, вы говорите ему: -
- Не плачь («Не реви»)
-
- Не бойся («Не бойся, ты уже большой», «ты же мальчик»)
-
- Не расстраивайся
-
- Не переживай
-
- Не обижайся
-
- Не смей на меня злиться («Не кричи на маму!»)
-
- Не ревнуй маму
-
- Не грусти
-
- Не беспокойся
И исключите эти запреты.
Важным фактором эффективного общения с ребенком является терпимость. Психологически зрелый, психологически взрослый человек должен обладать этим качеством. За терпимостью стоит наше позитивное отношение к себе, миру, другим людям, определенные наши установки, например, «каждый имеет право на ошибку», «не ошибается тот, кто ничего не делает», «опаздывающий уже наказан тем, что переживает больше тех, кто его ждет», «каждый имеет право на свое мнение», «с каждым может произойти срыв», «каждый имеет право на проявление любых своих чувств». Такой трепимости можно и нужно учиться. Терпимость поможет проявить сочувствие и сопереживание к ребенку.
Существует еще так называемая сенсуальная терпимость, означающая низкую чувствительность, слабое реагирование на какое-то неприятное событие, некую холодность, толстокожесть и черствость. Такой человек не способен сопереживать, сострадать, сочувствовать другим людям. Это психофизиологическое качество, которое приводит к повышению устойчивости человека к стрессовым факторам.
Сенсуальная терпимость, холодность и черствость родителей, их не способность понять, посочувствовать ребенку очень травматичны для него.
В общении с ребенком необходимо тепло, участие, доброжелательность, приветливость. Для этого важно использовать приветливые фразы: «Я рада, что ты у меня есть», «Я соскучилась по тебе», «Мне хорошо с тобой», «Мне нравится, как ты …», «Мне повезло с тобой», «Я рада, что ты пришел».
Конечно, общение с ребенком невозможно без совместных дел, когда вы вместе читаете, гуляете, играете, чем-то занимаетесь. Все это разные способы выражения любви: через общение (слова), через совместное времяпрепровождение, через помощь и поддержку («У тебя все получится», «Ты обязательно справишься», «Я верю в тебя», «У тебя все будет хорошо», «Я желаю тебе отличного дня»), через прикосновения.
Очень важно выражать любовь ребенку через объятия. Обнимайтесь с ним не менее четырех раз в день, а лучше раз десять.
И тогда ваш ребенок будет здоров, успешен и счастлив. И вы сохраните контакт с ним на всю жизнь. И может быть, когда-нибудь он скажет вам: «Как мне повезло, что у меня такая мудрая Мама (мудрый Папа)!».
При перепечатке статьи действующая ссылка на сайт и имя автора обязательна.
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
Психологические тренинги для женщин:
|