|
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ ПОСЛЕ КАНИКУЛ?
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе после каникул, необходимо недели за 2 до начала занятий возвращаться к определенному режиму дня, говорить о школе в позитивном ключе, например, «Скоро в школу! Там ты встретишься со своими друзьями, отдохнувшими, загоревшими. Что ты им расскажешь о своих каникулах?».
С отстающими детьми, возможно, необходимо дополнительно позаниматься, но не перегружая их.
Если ребенок не хочет в школу, боится, волнуется, помогите ему выразить свои чувства. Узнайте, чего он боится, из-за чего переживает. Ни в коем случае не ругайте ребенка за его чувства и слова, не давайте отрицательных оценок, не сравнивайте с кем-то другим не в его пользу ("Вот Таня с удовольствием идет в школу, а ты в кого такой лодырь?".
Скажите, что понимаете его чувства, ведь, действительно, после каникул сложно снова включиться в учебный процесс так же, как вам после отпуска - в рабочий. Можете поделиться своим опытом из детства, рассказав, что вам тоже было тяжело перед началом учебного года (ведь, вспомните, так и было на самом деле), но при этом вам хотелось встретиться с друзьями, приятелями, так как вы за лето по ним соскучились. И в первые дни сентября вы делились с ними, кто, как и где провел лето, показывали фотографии друг другу. И он(а) тоже может взять летние фотографии в школу, которые хотел(а) бы показать одноклассникам.
Потом можно вместе выбрать удачные фотографии на сотовом телефоне. Вместе можете подумать, какие интересные истории о своем отдыхе ваш ребенок может рассказать ребятам, вспомните смешные истории и приключения, которые произошли летом, что нового он узнал и увидел. Отметьте, как он вырос, повзрослел за лето, какой у него загар, спортивный вид, что увидят его одноклассники и одноклассницы. Дочке заметьте, что за лето она стала очень привлекательной, сыну - что он стал мужественнее, сильнее, выше. Конечно, при этом учитывайте возраст ребенка.
Обсудите, какие в этом году его ждут интересные, может быть, новые предметы, пролистайте с ним учебники, просмотрите содержание, скажите, что тот или иной предмет или раздел вам очень нравился в вашем детстве (вспомните, что, действительно, нравилось, не врите), скажите, что даже завидуете ему, что он это будет изучать и узнает много нового (даже то, что не изучали вы).
Расскажите что-нибудь интересное из учебной программы этого года, что оказало на вас большое влияние (что-то интересное из жизни исторического деятеля, писателя, ученого, о книгах, о практическом применении какого-либо закона физики или химии, об исторической эпохе, которую он будет изучать в этом году). Цель таких рассказов - пробудить любопытство и интерес к изучаемым предметам. Можете вместе посмотреть какие-то документальные или учебные фильмы.
Подумайте, как еще вы можете замотивировать ребенка на учебу. Допустим, если в течение будущего года он подтянет свой французский, вы с ним поедете следующим летом в Париж, или купите гитару, и он сможет играть и петь песни на французском.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА?
В первые учебные дни ваша помощь и поддержка также необходима ребенку.
Поощряйте, хвалите его за каждый верный шаг: за то, что вовремя встал, быстро умылся и оделся, заранее собрал портфель и т.д. При этом важно не просто называть его «молодцом» и «умницей», а хвалить его за конкретное поведение или результат.
Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте его, так как таким образом вы закрепите его негативное поведение, и оно будет повторяться. Лучше помогите ему выразить его негативные чувства к школе, режиму дня, учителям, скажите, что понимаете его. Если вы его внимательно слушаете, уважаете его чувства, признаете, что учиться может быть трудно, и в школу идти не хочется, понимаете его, то таким образом вы ему поможете освободиться от негативных чувств, и ему станет легче.
Выясните, почему ему не хочется идти в школу, чего он боится, почему волнуется. Проговаривая свои страхи и сомнения, мы от них избавляемся. И ни в коем случае его за это не ругайте, не оскорбляйте, не называйте «лодырем».
Чтобы вам проще было понять ребенка, вспомните, насколько вам самим хочется идти на работу, особенно после отпуска и праздников.
Если ребенок стал вялым, сонным или беспокойным, раздражительным – это признак переутомления. В этом случае укладывайте его пораньше спать, позволяйте спать днем, следите, чтобы он больше гулял, двигался (бегал, плавал, катался на велосипеде в удовольствие), но ограничьте посещение театров, музеев, цирка, кружков, походов в гости, длительные занятия спортом, так как это может привести к еще большему переутомлению. Следите за правильным питанием, чтобы в рацион входили овощи и фрукты. На ночь делайте успокаивающую (негорячую) ванну с шалфеем, пустырником, солями.
Не заставляйте часами сидеть за уроками, так как это приводит к переутомлению и ухудшает усвоение материала. Помните, что вы не идеальны, и ваш ребенок (как и любой другой) не идеален, и не стоит делать из него идеального ребенка и ученика. Если вы слишком требовательны к ребенку, то снизьте требования с учетом его способностей, возраста и характера. Конечно, к ребенку необходимо найти свой «ключик». Не требуйте от него непременно пятерки или четверки. Подумайте, что вам важнее: отличные оценки или физическое и психическое здоровье ребенка?
Не заставляйте ребенка сразу идти в кружки и секции. Даже если он очень хочет посещать какой-то кружок, повремените с этим недели 2, пусть привыкнет к школе.
Некоторым детям после летних каникул трудно снова вступать в контакт с одноклассниками. 3 месяца – срок для детей ощутимый. И вы можете помочь в этом.
Как помочь ребенку найти контакт с одноклассниками:-
- давайте ему с собой что-нибудь вкусненькое, чтобы он мог поделиться с ребятами
-
- позвольте взять с собой летние фотографии, особенно, сделанные им самим
-
- вместе вспомните, что он делал летом, что нового узнал, где побывал, какие фильмы посмотрел.
-
- спросите его, что он может рассказать им о своем отдыхе, что для него было самым интересным, запоминающимся, и посоветуйте ему поделиться своими впечатлениями с ребятами.
-
- если он не знает, как себя вести, посоветуйте быть самим собой, вести себя естественно, не играть какие-то роли.
-
- в конце дня узнавайте, как прошел день, что рассказывал он, а что - другие ребята, с кем ему приятно общаться, с кем неприятно и почему. Спрашивайте его об учителях, уроках, о том, что запомнилось ему, что насмешило, расстроило, взволновало, напугало, встревожило, разозлило, обрадовало, удивило.
-
- не отталкивайте его.
-
- не давайте своих оценок, не осуждайте его за негативные чувства, а наоборот, помогайте их выражать.
Если вы с ним будете общаться с позиции на равных, а не с позиции сверху, разговаривать, а не приказывать, обсуждать, а не читать нотации, то ему проще будет жить, учиться, общаться со сверстниками.
Почаще говорите ребенку, что любите его и будете любить, верите в него, в его потенциал, в то, что у него все получится, повторяйте, что с любыми трудностями он может обратиться к вам, не боясь, что вы его заругаете, что вы всегда поможете ему и поддержите, что вы – на его стороне. Если пока ребенок «не тянет», выражайте надежду, что он выправиться, ведь у него хорошие способности. Верьте в него! Ваша вера для ребенка очень важна, если вы будете верить в ребенка, он поверит в себя!
Если же трудности остаются, то тогда лучше обратитесь к психологу.
В нашем центре мы проводим расстановки на темы, связанные с учебой в школе:-
- ребенок не хочет учиться в школе
-
- у ребенка есть трудности с каким-то предметом
-
- неуспеваемость ребенка
-
- ребенок не хочет ходить в школу
-
- ребенок не делает самостоятельно домашние задания
-
- у ребенка проблемы с преподавателем(и)
-
- у ребенка проблемы в общении с детьми (застенчивость, необщительность, агрессивность, драчливость, ребенка обижают, бьют, дразнят, бойкотируют, у ребенка нет друзей, страх общения с противоположным полом и т.д.)
-
- любые темы, не связанные с учебой
Расстановки - эффективный краткосрочный, а значит, и экономичный метод психотерапии.
Чем хороша расстановка?-
Чаще всего достаточно одной расстановки для разрешения проблемы (а значит вы экономите время, деньги и нервы).
-
Присутствие ребенка на расстановке необязательно. Достаточно только одного родителя. Ему вы можете даже не рассказывать о том, что работали с ним.
Помните, что все проблемы у ребенка, связанные с учебой, на самом деле лишь следствие его психологических проблем, которые часто лежат в семейной системе. Ребенок может таким странным для вас образом взывать о любви и внимание к себе. Часто неуспеваемость ребенка и другие проблемы в школе - это следствие развода родителей, алкоголизма или измен в семье, утраты (смерти родственника), появления братика или сестрички, аборта или выкидыша (нерожденного брата или сестры). Причины неуспеваемости или других проблем в школе у ребенка даже могут уходить в глубь поколений, а расстановка - единственный метод, с помощью которого можно выявить и разрешить те семейные динамики, которые до сих пор влияют на нас.
Психолог Дмитрий Сейнов.
Звоните, вместе с психологом вы найдете выход: 8 (495) 506-62-48
При перепечатке статьи действующая ссылка на сайт и имя автора обязательна.
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
Психологические тренинги для женщин:
|